Анатолий (giocatore_spb) wrote,
Анатолий
giocatore_spb

Categories:
  • Mood:

Уличные музыканты. Колесная лира.

Каких только музыкальных инструментов не увидишь порой у музыкантов на наших улицах! Мне казалось, что я уже ко всему привык и удивить меня чем-нибудь здесь сложно, но...

Не далее, как вчера ездил я на фестиваль «День Русской славы» в Царском Селе... О самом фестивале я еще расскажу, будет и фильм и фотоотчет, но не могу удержаться, чтобы не рассказать прямо сейчас об этом странном музыкальном инструменте, с которым я столкнулся впервые.
Прогуливаясь у Софийского собора и услышал непривычные моему уху звуки и увидел небольшую группу людей около музыканта весьма и весьма колоритной внешности ... И играл этот музыкант на ней - колесной лире, именно ее звучание и привлекло мое внимание в самом начале...



Название инструмента мне подсказали, вернувшись домой я полез в интернет чтобы почитать что же это такое и вот что мне удалось обнаружить:

Колёсная лира. (Ист. здесь)


В Европе известна под разными именами, древнейшее из них — «органистр» (лат. organistrum) — относится к позднему Средневековью (не ранее XIII в.). Древнейшие изображения относятся к XII в.: английская книжная миниатюра (ок. 1175 г.) и барельеф собора св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела, 1188).
В XII в. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который механически вращал ручку). После того как в XIII в. появились облегченные (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе и стала одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.
В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие», исполнявшие под звуки своих лир исторические песни, баллады, духовные стихи.

Процесс воспроизведения звука выглядит так:
Исполнитель держит лиру на коленях, большая часть её струн (3—11) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой.
Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон).
На западноевропейских инструментах имеется также т.н. trompette — струна, опирающаяся на неплотно закрепленную подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.

Вот такой странный инструмент. То как звучал он на фестивале можно будет услышать в фильме, который я обязательно смонтирую и покажу позже, а сейчас в качестве иллюстрации предлагаю видео, найденной мной на youtube.

Tags: #Позитив, колесная лира, уличные музыканты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments