Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Уличные музыканты. Колесная лира.

Каких только музыкальных инструментов не увидишь порой у музыкантов на наших улицах! Мне казалось, что я уже ко всему привык и удивить меня чем-нибудь здесь сложно, но...

Не далее, как вчера ездил я на фестиваль «День Русской славы» в Царском Селе... О самом фестивале я еще расскажу, будет и фильм и фотоотчет, но не могу удержаться, чтобы не рассказать прямо сейчас об этом странном музыкальном инструменте, с которым я столкнулся впервые.
Прогуливаясь у Софийского собора и услышал непривычные моему уху звуки и увидел небольшую группу людей около музыканта весьма и весьма колоритной внешности ... И играл этот музыкант на ней - колесной лире, именно ее звучание и привлекло мое внимание в самом начале...



Название инструмента мне подсказали, вернувшись домой я полез в интернет чтобы почитать что же это такое и вот что мне удалось обнаружить:

Колёсная лира. (Ист. здесь)


В Европе известна под разными именами, древнейшее из них — «органистр» (лат. organistrum) — относится к позднему Средневековью (не ранее XIII в.). Древнейшие изображения относятся к XII в.: английская книжная миниатюра (ок. 1175 г.) и барельеф собора св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела, 1188).
В XII в. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который механически вращал ручку). После того как в XIII в. появились облегченные (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе и стала одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.
В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие», исполнявшие под звуки своих лир исторические песни, баллады, духовные стихи.

Процесс воспроизведения звука выглядит так:
Исполнитель держит лиру на коленях, большая часть её струн (3—11) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой.
Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон).
На западноевропейских инструментах имеется также т.н. trompette — струна, опирающаяся на неплотно закрепленную подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.

Вот такой странный инструмент. То как звучал он на фестивале можно будет услышать в фильме, который я обязательно смонтирую и покажу позже, а сейчас в качестве иллюстрации предлагаю видео, найденной мной на youtube.

promo giocatore_spb september 22, 2014 12:08 8
Buy for 20 tokens
В прошедшее воскресенье, 21-го сентября, произошло событие, не заметить которое, находясь в Санкт-Петербурге было нельзя - известный всем крейсер Аврора покинул место своей стоянки и отправился на ремонт в Кронштадт. Петербуржцы и гости города могли проводить заслуженный корабль на пути его…

Бордо, сыры, оливки и груши... День взятия Бастилии - чем не наш праздник? ;)

Понедельник, как известно, - трудный день, а вечер понедельника - особенно... И вот под впечатлением от пережитых за день трудностей захотелось праздника и, как это часто случается, именно в этот день такой праздник нашелся! ;) Итак...

День взятия Бастилии (официальное французское название — Национальный праздник фр. La Fête Nationale, также 14 июля (фр. Le Quatorze Juillet) - распространенное русское название французского национального праздника, отмечаемого 14 июля.
Установлен 6 июля 1880 года. В тексте постановления отсутствует привязка к конкретной исторической дате. В обосновании и в ходе дебатов праздник связывался с прошедшим в 1790 г. «Праздником Федерации» (фр. Fête de la Fédération) — первой годовщиной взятия крепости-тюрьмы Бастилии 14 июля 1789 года в ходе Великой французской революции, а также с самим штурмом как символом свержения абсолютизма. (Wiki)


Вот скажите, как можно не отпраздновать такое, особенно, когда оно пришлось так вовремя?! ;))) И тогда мы решили, что ужин должен быть не лишен французских мотивов, а это значит...



Сначала - это непременно бутылка французского вина! А какое французское вино выбрать? Тут тоже правило несложное: если не знаешь чего именно тебе сейчас хочется - покупай Бордо (Bordeaux) (о конкретном наименовании умолчу).
Далее - это сыр. Сырная тарелка сложилась из La Galette, Brie и Lazur. Не знаю что скажут специалисты-гурманы, но нас такой набор вполне устроил.
Из фруктов груши, которые почему-то считаются классическим дополнением к такой трапезе. Были еще персики, которые быть может на подобном столе менее типичны, но нам показались "к месту".
Ну и оливки, как же ж я, и без оливок... Когда-то, правда не во Франции, а в Испании, нами был подсмотрен отличный тапас (tapas) в виде смеси черных и зеленых оливок в перце и оливковом масле. Восхитительная вещь, которая прочно у нас дома прижилась...

Так и прошел вечер. Бастилию мы взяли... При этом сумели удержаться от ее разрушения и выставление таблички "Здесь танцуют и все будет хорошо!" (ici l'on danse, ah ça ira, ah ça ira!). Так что после хорошего вечера утро оказалось почти таким же хорошим, чего желаю и всем, кто читает этот пост!

В общем, с прошедшим праздником Францию и всех примкнувших! ;)))

Весенняя прогулка по Александровскому парку (г. Пушкин).

Достаточно было поглядеть в окно в прошедшее воскресенье, чтобы стало ясно, что провести такой день в четырех стенах квартиры - неоправданное расточительство! Планов на день не было и после некоторых колебаний решено было ехать в Пушкин и погулять там с детьми по паркам. Дорога оказалась беспроблемной, 50 км от дома до парковки рядом с Александровским парком прошли за 50 минут, и около часа дня мы вошли в Александровский парк. Удивительно, но при том, что я много-много раз бывал в Пушкине,.. бывал сам, возил сюда гостей,.. мы всегда ограничивались прогулками вокруг Екатерининского дворца, а в Александровский парк я попал впервые. Должен сказать, что я очень рад, что теперь закрыл этот пробел, потому что здесь тоже обязательно надо побывать... Ниже предлагаю фотографии, сделанные мной во время прогулки. Сразу прошу прощения за их качество, на этот раз я оказался на прогулке без фотоаппарата и вынужден был снимать на камеру планшета, так что что вышло, то вышло! )))

1. Белая башня.
Павильон навеянный образом средневекового рыцарского замка. Высота башни 37,8 метра, она окружена неглубоким рвом. Башня построена 1821—1827 годах по проекту архитектора А. А. Менеласа для сыновей императора Николая I — великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина. Дети императора занимались там военными и гимнастическими упражнениями, а на верхнем этаже Башни находилась мастерская придворного живописца, который давал им уроки рисования и живописи. Ист. здесь.


У подножия башни можно рассмотреть 3D картины...

2. Ночной дозор.


3. Рыцарь, Дьявол и Смерть.

.
[Еще фотографии.]
.


4. Герцог урбинский Федериго да Монтефельтро и его супруга герцогиня Баттиста Сфорца.


5. Слепцы.


6. Китайская деревня.

Китайская деревня построена в 1780-х годах архитекторами Ч. Камероном и И. В. Нееловым (замысел и первоначальный проект ансамбля, по мнению многих исследователей, принадлежит А. Ринальди).

Дракон на крыше домика в Китайской деревне

Строительство Китайской деревни началось через десять лет после разработки её проекта. Из 18 запланированных одноэтажных домиков удалось построить только 10. Центром композиции стало здание «обсерватории». Первоначально стены домиков были облицованы глазурованной фаянсовой плиткой, изготовленной на фабрике А. Конради в Красном Селе, однако при первых же морозах плитка потрескалась, и в 1780 году Ч. Камерон распорядился оштукатурить здания и расписать их восточными орнаментами. Украшением домиков стали расписанные «шахматами» и «под рыбью чешую» изогнутые крыши с фигурами фантастических драконов. Со смертью императрицы Екатерины II строительство Китайской деревни было прекращено.

В 1817—1822 годах после ремонтных работ домики были превращены в квартиры: их соединили попарно и перепланировали внутри, приспособив под жилье. В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. В Китайской деревне довольно часто жил русский историк Николай Михайлович Карамзин, именно здесь работавший над «Историей государства российского». Ист. здесь.



7. Китайский мостик.


8. Китайский мостик и развалины китайского театра.


9. Большой каприз.






10. Александровский дворец.


11. На одной из аллей парка.


.
.

Туркмения. Мерв. Султан Санджар.

Рассказывая о Мерве, упоминал я мавзолей султана Санджара, но обещал о нем отдельный рассказ. Попытаюсь выполнить свое обещание.

Санджар-ибн-Мелик-шах-ибн-Али-Арслан-Муиз-ад-дин-Абу-л-х-арис "на свет божий" явился в 1086 году на древней земле Ирака в городе Синджар, ранее завоеванной его воинственными праотцами.Атрибутами власти Санджар был избалован с малых лет. Заполучив в свое ведение Хорасан, в 12 лет от роду он приказал выколоть глаза одному из опальных эмиров. В 15 - поднял меч на своего брата Беркийарука, могущественного царя империи. А в 18 с треском разгромил воинство Караханидов. С 30-летнего возраста Санджар безраздельно правит всей империей Сельджуков, владея бескрайними просторами и великими умами, от Амударьи до Средиземного моря. Своей великодержавной столицей он провозгласил Мерв.
[Нажмите, чтобы прочитать о султане Санджаре.]
В те времена, в султанской обсерватории творил Омар Хайям, знаменитый поэт и гениальный математик. Уроженец Мерва, и крупный историк XII века ас-Самани, автор "Истории Мерва" в 20 томах и "Истории Багдада" в 15 томах. В словаре историка Йакута упомянута библиотека Атика ибн Абу-Бекра, насчитывавшая 120 тысяч томов, причем ее владелец был простым торговцем ароматических трав. Говорят, со временем он столь близко вошел в доверие Санджара, что тот наградил его отменно, назначив своим кравчим - высокая честь при дворце. Боязнь быть отравленным заставляла "сильных мира сего" быть особенно разборчивыми при выборе виночерпия. В честь султана Санджара читали прововедь в священных мечетях багдадского халифа. До небес возносит своего султана Ибн-ал-Асир."Он был сильным, благородным, ласковым с поданными, страна была в его время в безопасности", - пишет он.

Санджар правил империей на пике ее могущества  и стал символом долголетнего правления. Десятилетиями Санджар был грозой соседей. Но могущество империи сыграло с ним, как с многими другими, злую шутку. Разросшаяся империя оказалось неуправляемой и с делать с этим он уже ничего не мог.  Хорезмшах Атсыз, служивший ему верой и правдой десять лет, настолько окреп и стал самоуверен, что с тихого благословения багдадского халифа заявил: "Санджар теперь мне не указ". Его примеру последовали кара-хитаи. Санджар привычно пригрозил их гюр-хану:"Знаешь ли ты, что мои воины стрелой рассекают волос на две части ?". Но угроза действия не возымела. Более того, ответ был оскорбительным. Гюр-хан приказал обрить сельджукскому послу бороду и потребовал, чтобы тот проткнул иглой хоть один волосок. После неудачной попытки, он съязвил:" как же остальные могут рассечь волосок стрелой, если твой вельможа не в состоянии проткнуть его иглой?". Война стала неизбежной.

Бой произошел близ Самарканда, в пустыне Катаван, 5 сафара 536 года хиджры или 9 сентября 1141 года. На старости лет... великий Санджар потерпел свое первое крупное поражение. Армия султана была наголову разбита, а ему самому удалось бежать только с шестью всадниками. Лишь в одном ущелье Даргам полегло десять тысяч воинов-сельджуков. Но то был еще не конец. То был лишь закат "живой славы". 3акат же власти и могущества подстерегал его в собственном государстве.

Случилось так, что свои счеты по отношению к "непреклонным туркменам" имел султанский сборщик налогов эмир Кумач". Султан же верил, что ограждение сильных от обиды слабых еще более необходимо, чем защита слабых от произвола сильных. Ибо, по его словам, "оскорбление слабых сильными - только несправедливость, тогда как оскорбление сильных слабыми и несправедливость, и позор...". Результат был печален - Санджар оказался в состоянии войны с собственным народом.

До какого-то момента печальной развязки еще можно было избежать. Туркмены, признав, какая беда на них может обрушиться , пытались задобрить султана, предложив ему 50 тысяч верблюдов и скакунов, 200 тысяч архаровцев и годовой харадж, но Санджар был непреклонен и выступил против них с огромной армией. Но тут султана подстерегала огромная неудача, случилось так, что еще до того, как произошло сражение он был захвачен в плен и был пленников в течение трех лет.  Содержали его не слишком почтительно, по ночам его держали в железной клетке, но номинально он оставался правителем и на трон его изредка все же усаживали.

Санджар бежал в Термез, где намеревался собраться с силами и вернуть себе власть, но в возрасте 71 года умер от колик. Кстати, слово "санджар" в туркменском языке имеет два значения: "пронизывающий копьем" и ... "колики", вот такое странное стечение обстоятельств.

После смерти Санджара империя пришла в упадок. Разгорелась борьба за обладание городом между двумя братьями — хорезмшахом Текешем (1172-1200) и принцем Султаншахом. Последнему удалось овладеть Мервом, и вплоть до самой смерти (1193 г.) он правил городом и областью. В результатом этой вражды многие селения пришли в запустение. Некоторая стабильность наступила лишь во времена правления хорезмшаха Мухаммеда II Ала ад-дина (1200-1220), сына Текеша. Но вскоре Мерв был захвачен Чингиз-Ханом.

Еще при жизни Санджар позаботился о своем "бессмертии". В сердце своей столицы он приказал воздвигнуть мавзолей Дар-ал-ахира. Известен и его создатель - зодчий Мухаммед сын Атсыза из Серахса.

О строительстве мавзолея экскурсоводы рассказывают такую историю. Мастер-создатель сооружения нажил себе недоброжелателей и они стали наговаривать султану, что мастер нечестен, что не в раствор он тратит яйца, а именно на яйцах делали тогда строительный раствор, а ворует. Султан усомнился в честности строителя и поднялся к нему на леса (работы велись уже у купола). И вот стоял там Санджар и разговаривал с мастером. За разговором взял он кирпич, намазал раствором и приложил его к стене. В этот момент леса под ногами обломились и всемогущий султан повис на высоте порядка трех десятков метров над землей, держась рукой за кирпич, только что положенный на стену! Раствор удержал правителя. Ему помогли выбраться и все обвинения с мастера были сняты, а клеветникам было выражено глубокое султанское неудовольствие в одной из традиционных в то время и в тех местах форм, я уж не знаю в какой именно (на кол посадили, сварили в масле, еще что нибудь... или просто быстро и милосердно обезглавили, ведь султан, говорят, был совсем не чужд гуманизму).

О том почему вообще Санджар начал строить мавзолей есть еще одна легенда. Говорят обязан Мерв появлением этого прекрасного сооружения любви...

Все было, казалось, у всемогущего султана Санджара, власть, богатства, красавицы, но полюбил он однажды небесную пэри и, сгорая от жара любви предложил ей руку и сердце. Холодная (и явно имеющая садистские наклонности, как мне кажется) красавица решила поиздеваться испытать чувства султана и поставила три условия: первое - он никогда не должен был видеть как она расчесывается, второе - ему нельзя было смотреть на ее ноги, и самое извращенное последнее, третье, условие - ему нельзя обнимать ее (!!!). Санджар дал слово, полагая видимо, что он своему слову хозяин и забрать его сможет в любой момент (иначе нужно быть полным идиотом, чтобы согласиться на подобное ;))) ), но не на ту напал...
Сначала он попытался обнять красавицу, но обнаружил, что у нее нет костей, когда она вырвалась и убегала султан посмотрел на ее ноги и увидел, что она не бежит, а парит над землей. Когда же он подсмотрел как красавица причесывается, обнаружилось, что она снимает голову и расчесывает золотой гребенкой просто держа в руках... Насмотревшись таких ужасов, другой бы рад был избавиться от такого чудовища, но не Санджар. Когда оскорбленная пери решила с ним расстаться, султан просил позволить ему видеть ее. В ответ на это дива сказала: "Хочешь мира, построй под небосводом сказочной красоты здание, голубой купол которого был бы виден на расстоянии дня пути. И вели оставить в нем проем, куда я и буду являться к тебе на рандеву каждую святую пятницу". Не знаю выполнила ли фея свое обещание, но султан сделал все, как она сказала, а то что у него получилось люди могут видеть вот уже почти тысячу лет.

Источник информации статья "Жестокий и славный султан" (Марат Гурт).

Если пост вам понравился, то вы можете почитать другие мои рассказы о Туркмении по ссылкам:
О том, как я попал когда-то в Туркмению.
Туркмения. Бахарденская пещера.
Туркмения. О древнем Мерве.

Старинные струнные инструменты. Теорба.

Продолжаю тему, начатую здесь. Разговор был, напомню, о старинных струнных инструментах.

В прошлом посте я делился информацией, найденной в Инете, о лютне вообще, теперь хотел бы вскользь рассказать о самом большом инструменте из лютневого семейства - о теорбе.


Теорба - басовая модификация лютни, появилась в Италии в конце XVI века в связи с необходимостью расширения списка инструментов басового диапазона в опере и других музыкальных произведениях. Этот величественный инструмент  (почти двухметрового роста) имеет набор мелодических струн, настроенных как у лютни, и набор более длинных, свободно вибрирующих басовых (бурдонных) струн, образующих диатонический звукоряд. Каждому набору струн соответствует своя головка с колковой коробкой. Общее число хоров – 13 или 14. В XVII и начале XVIII веков изредка использовался как сольный, чаще – как аккомпанирующий инструмент, особенно при реализации цифрованного баса. (Ист. http://www.sonata-etc.ru/instruments/old-time/22/date/301.html)

Продолжение следует...

Туркмения. О древнем Мерве.

Сейчас здесь город Байрам-Али. Небольшой город с населением около 90 тыс человек. А когда-то... В общем, история знает эти места под названием Мервский оазис и центром его многие столетия был город Мерв...


Долго-долго, много лет, десятков, сотен,.. и даже не одно тысячелетие назад на этой земле живут люди. Здесь, в окружении безводных, жутких, бескрайних пустынь, была вода,.. много воды. Земли здесь были плодородными и люди просто не могли не поселиться в таких местах.
Говорят сам Мерв, возник примерно в VII в. до н.э. на месте городища Эрк-кала и очень быстро стал столицей всего оазиса. Само название города и одноименного оазиса интерпретируется по-разному. Уже средневековые ученые пытались объяснить значение топонима «Мары». Географ ал-Йакут (XII в.) считал, что это слово переводится как «белый камень», которым высекают огонь. Гератский автор Абру (XV в.) производил название города от травы «марга» («завитой»), которая в изобилии росла по берегам Мургаба. Некоторые современные ученые переводят слово «мару» как «луга» или «травянистое место», которое позднее могло быть трансформировано в «мур» («птица»). Убедительно выглядит и версия академика В.В.Струве, который выводил слово «марг» из названия сакского племени аморг — предков огузо-туркменского племени «имир» (эмир-или, емрели).

С VI по IV в. до н.э. оазис и город принадлежали Персидским правителям. Когда я бывал там с экскурсией, экскурсовод показывала нам персидскую крепость. Тогда она не называла ее по имени, но теперь я полагаю, что это была Эрк-Кала, древнейшая крепость на территории Мерва.


Теперь стены ее оплыли, но до сих пор сохранили свою высоту. Когда-то мы бродили по ее развалинам и искали древние монетки, чаще всего медные, насквозь окислившиеся, хотя иногда попадались монеты, а то и украшения в приличном состоянии.

В VI в. до н.э. к стенам города подошла армия Александра Македонского и взяла его. Сам царь-воитель в этих местах не бывал, оставив это предприятие своим сподвижникам. Те создали здесь крепости и назвали сам город в честь Александра  Александрией Маргианской. Не уверен, что кадр ниже сделан именно там, но то, что осталось от античного городища выглядит очень похоже.
.
[Нажмите, чтобы прочитать об истории древнего Мерва.]
Так и стоят рядом Эрк-Кала и одна из этих крепостей, античное городище ныне, по видимому, называемое Гяур-Кала, крепости непримиримых врагов - персов и македонцев.

Александр недолго был властителем этих мест. жить ему довелось не долго, а после смерти правителя наследники всех мастей быстро уничтожили огромную империю, причем сделали это быстрее, чем с этим справились бы армии любого врага. Империя распалась и до II в до н.э. здесь правили Селевкиды и прочие Греко-Бактрийские деятели с греческими корнями.
Затем их сменили Парфяне, и, наконец Мерв вошел в состав Сасанидской державы (III-VII вв.). В наступившем периоде раннего средневековья огромный античный город опустел, были заброшены дома, мастерские, храмы и т.д. Примерно в 465-494 гг. Мерв захватили эфталиты (абдалы), успешно действовавшие против Сасанидов. В конце V в. Сасанидам удалось возвратить оазис, а в VI в. Хосров I Аноширван отдал приказ произвести ремонт многих сооружений Мерва, и город ожил, вновь став культурным и ремесленным центром.
В 651 г. в Мерве пытался укрыться от арабов последний сасанидский царь Йездигерд III, но погиб в окрестностях города. Вскоре Мерв вошел в состав арабского халифата Омейядов. после чего городская жизнь вновь пришла в упадок.

Мерв играл в халифате огромную политическую роль. В нем жил наместник Хорасана ал-Мамун, сын халифа Гаруна ар-Рашида. В 813 г. ал-Мамун стал халифом, но еще долго после этого проживал в Мерве. Историки указывают, что в тот период город фактически играл роль столицы халифата — все указания и назначения по всему арабскому государству шли оттуда. В IX в. власть в Хорасане (соответственно, и в Мерве) перешла к местной династии Тахиридов. Вслед за ними в течение последующих двух столетий городом владели Самани ы, а затем Газневиды. Наибольший расцвет средневекового Мерва падает на X-XI вв., особенно на время вхождения его в состав Туркмено-сельджукской империи. При сельджукиде Мелик-шахе произошла значительная реконструкция фортификационных сооружений Мерва. Город быстро развивался. Именно в эти века он стал называться «Шахиджан» («Душа царей»). В это время наступила эпоха небывалого культурного подъёма, когда в Мерв стекались лучшие умы мусульманского мира, поэты, художники и зодчие, оставившие потомкам свои нетленные произведения. Достаточно назвать живших здесь немало лет Омара Хайяма и Фахр ад-дина Гургани – автора романтического эпоса «Вис и Рамин».

В это время Мерв стал самым большим городом Центральной Азии и одним из крупнейших на всём мусульманском Востоке. Вместе с пригородами его площадь достигала 1800 гектаров, а численность населения – 150 тысяч человек. Учитывая, что основная масса городов имела в ту эпоху от двух до пяти тысяч жителей, можно представить масштабы сельджукского Мерва. Буквально на каждом километре здесь можно увидеть то или иное свидетельство далёкого прошлого. Вокруг столичного мегаполиса ещё с парфянских времён существовала густая сеть городков и отдельно стоящих богатых усадеб. Иногда не ясно, где остатки собственно города, а где был конгломерат разросшихся деревень. В Х веке горожане составляли, по некоторым оценкам, около 40 процентов от общего числа жителей оазиса.
Говорили, что в те времена мышь, забежавшая на крышу дома в районе Гяур-Кала могла бежать по крышам ни разу не спустившись на землю до самног Ургенча!!! Преувеличение, конечно, ведь это порядка 450 км по прямой, но ведь нет дыма без огня!

Говорят так же, что в те времена была создана мощнейшая ирригационная система, сделавшая климат в оазисе еще более удобным для земледелия.

С 1118 г. последний сельджукский султан Санджар сделал Мерв столицей всей империи. Сюда стекались несметные сокровища, позволявшие строить замки, мечети, дворцы. При сельджуках город уже не помещался в рамках Эрк-калы и Гяур-калы. Новая территория городской застройки соответствовала городищу Султан-кала и существовала некоторое время одновременно со старым городом.


Во время правления Санджара Мерв дважды (летом и осенью 1153 г.) захватывали кочевые огузы. В этой усобице между родственниками погибло много горожан.

После султана Санджара осталась великолепная усыпальница - один из самых замечательных объектов на территории древнего Мерва, но как сам последний сельджукский правитель, так и его мавзолей заслуживают отдельного поста, так что поговорим о них в другой раз. )))


Ист. Wiki.
После смерти Санджара разгорелась борьба за обладание городом между двумя братьями — хорезмшахом Текешем (1172-1200) и принцем Султаншахом. Последнему удалось овладеть Мервом, и вплоть до самой смерти (1193 г.) он правил городом и областью. Это не осталось без последствий для города, многие селения пришли в запустение. Стабильность наступила лишь во времена правления хорезмшаха Мухаммеда II Ала ад-дина (1200-1220), сына Текеша. Но не надолго...

25 февраля 1221 г. к стенам города подошли войска Чингис-Хана. Первые приступы были успешно отбиты, но 4-го марта предатель, по некоторым данным сам глава местного гарнизона бывший визирь хорезмшахов Муджир ал-Мульк, открыл ворота города. Резня была страшной. Монголы уничтожили множество жителей. Сотни ремесленников и некоторая часть детей обоего пола были уведены в плен. Кроме того, были разрушены плотины и через город прошел вал воды... После разграблением Чингис-Ханом времена расцвета Мерва закончились.

В конце ХIV в. почти весь Туркменистан вошел в состав империи Тимура — выходца из тюркской кочевой знати. При его сыне Шахрухе (1405-1447) Мерв начал расцветать, была восстанавлена плотина Султанбент. В хрониках отмечено, что «со всех сторон и концов люди выразили желание и стремление поселиться и остановиться в нем. Обстроились базары, заблистали мечети, были заложены бани и караван-сараи. Во дни его (Шахруха) благополучной державы были устроены и заведены ханаки, медресе, рабаты и мосты». Так возник позднесредневековый Мерв, располагавшийся на месте городища Абдуллахан-кала. Но и в Султан-кала еще проживали люди.

В XV веке в Мерве был разбит чарбаг – огромный парк с летней резиденцией мервского правителя. Вход в неё оформляли арочные ворота, а строго по оси возвышался парадный парковый павильон. Единственный уцелевший мервский ансамбль того периода – мавзолей асхабов, сподвижников Пророка Мухаммеда, похороненных в Мерве ещё в VII веке. Над их могилами при Тимуридах были поставлены мраморные плиты с великолепным резным декором и надписями, скрытые купольными киосками, а сзади, на втором плане, возведены два смежных сводчатых айвана, облицованные синими и голубыми изразцами.


В 1506 г. узбекский правитель Шейбани-хан сверг власть Тимуридов в Хорасане и овладел Мервом. Здесь он сосредоточил всю свою казну. Однако век государства Шейбанидов оказался недолгим. В 1510 г. недалеко от Мерва произошло решительное сражение между Шейбани и Исмаил-шахом Сефеви — главой туркменских племен каджар, устаджлы, румлы, текели, бахарлы, зулкадар, афшар, известных под названием «кызылбаши» («красноголовые»). Шейбани-хан был убит, а население Мерва с золотом в руках встретило Исмаила I. Таким образом, Мерв вошел в состав державы Сефевидов.

Дальнейшая судьба города была очень тяжелой. Сразу после ухода войска Исмаила I узбекский правитель Убайдулла-хан несколько раз захватывал Мерв, предавая его разграблению. Почти 80 лет Мерв попеременно присоединяли к своим владениям шейбанидские принцы, пока, наконец, сефевидский шах Аббас I в 1600 г. не закрепил его прочно за своими владениями. По его приказу заново отстроили городские стены. Новый правитель Бекташ-хан из туркменского племени устаджлы, назначенный Аббасом I, улучшил фортификацию: стены, окруженные глубоким рвом, были отремонтированы, вдоль них возведен ряд оборонительных башен. В самом Мерве сосредоточились большие запасы оружия, одежды и продовольствия.

Дальнейшая история Мерва до последней четверти XIX века - это непрерывная борьба за обладание им между Персией, Хивой и Бухарой и война каждого из этой тройки с местным населением, сопротивляющимся завоевателям. Все они были настолько увлечены истреблением друг друга, что не заметили момент, когда в регион пришли русские. В результате, России удалось путем дипломатических действий добиться мирного присоединения всего оазиса.


В 1887 г. у стен полуразрушенной Байрамалихан-калы по указу императора Александра III началось воссоздание Султанбента и обустройство Мургабского государева имения — земельной собственности императорского дома Романовых. Вокруг имения вырос и вырос поселок, превратившийся затем в город Байрам-Али, с которого я начал сегодняшний рассказ.

На этом, пожалуй, я закончу говорить о Мерве, надеюсь пост найдет своего читателя. Продолжение серии о Туркмении последует обязательно, вот только решу о чем рассказать в следующий раз. )))

При написании поста использовались материалы с сайтов:
http://www.culture.gov.tm/Merw/Merw.html
http://www.advantour.com/rus/turkmenistan/mary/mary-landmarks.htm


Если пост вам понравился, то вы можете почитать другие мои рассказы о Туркмении по ссылкам:
О том, как я попал когда-то в Туркмению.
Туркмения. Бахарденская пещера.

Концерт для ветеранов, посвященный 70-й годовщине снятия блокады Ленинграда.

Продолжаю тему о концертах для ветеранов, посвященных 70-й годовщине снятия блокады Ленинграда, которые прошли в с.ш. 534 г. Санкт-Петербурга 23-24 января. Я касался этой темы в постах:
Коллектив студии спортивно-бального танца "Карнавал" после выступления.
Коллектив студии спортивно-бального танца "Карнавал".


Здесь я хотел бы предложить фильм с фрагментами концерта.
В фильм вошли выступления студии спортивно-бального танца "Карнавал" (руководитель коллектива Чуйкина Гульнара) и вокального ансамбля "Веселая компания" (руководитель коллектива Кузнецова Виктория).



Гранд Ассо 2013. Обо всем понемногу.

Ассамблея Гранд Ассо – это новый вид культурно-фехтовального досуга,  предлагаемый Санкт-Петербургским Фехтовальным Клубом, он основан на обычаях петербургской жизни  XVIII века.
По указу  Петра I  в городе на Неве стали проводить ассамблеи – вольные собрания, на которых гости могли веселиться и общаться. Посещать ассамблеи позволялось всем, лишь бы  «были прилично одеты и не пьяны чрезмерно». Основным увеселением были танцы.
Ассо – вольные поединки фехтовальщиков, появились в Петербурге вместе с первыми учителями фехтования – французскими мэтрами. Дабы продемонстрировать своё мастерство, они проводили  «публичные ассо, где охотники искусство своё показывать будут».  Публичные собрания «охотников до фехтования» пользовались большим успехом в России.
Прошли века, на Ассамблее Гранд Ассо своё умение  покажут  мастера старинного танца и   искусные фехтовальщики, чьи  колеты украшены алым сердечком –  это знак принадлежности к классическому фехтованию.
(Ист. http://fencing-club.ru/grand-asso-2/assambleya-grand-asso-2013/)

Итак, начнем с определений…  Ассо (assaut  фр.) — атака, нападение, штурм. Также это слово пишется и переводится на порт., исп., ит. и анг., только немного звучит по другому.
Из книги Бальтазара Фишера (1796 г.):  »Ассо есть представление сражения со шпагами, в коем употребляют на противника все удары и все отбои, коим научился, стараясь один другого обманывать финтами, дабы тронуть или отбить удары.»
Другими словами, ассо — это тренировочный бой.
В Европе в XIX веке существовала традиция проводить фехтовальные турниры и показательные выступления фехтовальщиков. Такого рода мероприятие получило название «Гранд Ассо«. Гранд Ассо могло проводится как самостоятельным образом, так и в рамках других культурно-массовых мероприятий. Кроме поединков в программе также были выступления музыкантов, танцоров, и конечно фуршет.
Фехтовальщики Санкт-Петербурга решили возобновить эту традицию в XXI веке.
(Ист. http://siluett.spb.ru/grand-asso.html)


Я упоминал уже раньше, что очередная Ассамблея Гранд Ассо прошла в минувшую субботу в ДК Ленсовета. В программе мероприятия были малый фехтовальный салют, вольные поединки фехтовальщиков, призовые бои, старинные танцы, выставка фехтовального оружия и мастер классы, танцевальные и фехтовальные. Здесь же была развернута детская площадка, где дети могли участвовать в соревнованиях, викторинах и боях на мягком оружии. После всего увиденного у меня остались самые восторженные впечатления от этого зрелища и мне трудно представить, что кто-то мог уйти оттуда равнодушно или, тем более, с неудовольствием. С момента завершения мероприятия руки чесались поскорее показать как это было, поэтому фильм-обзор о событии появился вне очереди и гораздо быстрее, чем большинство моих видео отчетов. С удовольствием предлагаю его вашему вниманию и с нетерпением жду уже сейчас следующей Ассамблеи. )))


Следующим в очереди на публикацию стоит фото отчет по теме. )))

Если Вам понравился пост, вы можете посмотреть другие мои публикации об Ассамблее Гранд Ассо 2013:
Санкт-Петербург. Ассамблея Гранд Ассо 2013.
Ассамблея Гранд Ассо в Санкт-Петербурге.
Гранд Ассо 2013. Праздник состоялся.
Гранд Ассо 2013. Мастер класс по парному оружию.

Пора. Иду на Свадьбу.

Рабочий день закончился. Пора. Сегодня вечером я приглашен на Свадьбу... На "Свадьбу Фигаро". ;)
Ну ладно, не приглашен, а билеты купил, но ведь все равно! ))) Будет все это в Концертном зале Мариинского театра. Итак...


«Свадьба Фигаро» (Le nozze di Figaro ossia la folle giornata) — опера-буффа Моцарта на итальянском языке, написанная на либретто Лоренцо да Понте по одноимённой пьесе Бомарше.
Премьера состоялась 1 мая 1786 года в венском Бургтеатре.
К сочинению музыки Моцарт приступил в декабре 1785 года в своей квартире на Домгассе в Вене и закончил его через пять месяцев. Сначала пьеса Бомарше была запрещена в Вене, как произведение, высмеивающее аристократию и связанное с французской революцией.
Премьера оперы состоялась в бургтеатре Вены 1 мая 1786 года. Первыми двумя исполнениями дирижировал сам Моцарт (сидя за клавесином), позднее — Йозеф Вайгль. После первого исполнения в 1786 году последовало ещё 8 повторов, и хотя это было ничто по сравнению с частотой исполнения будущей «Волшебной флейты», премьера в общем расценивалась как успешная. Подлинное признание опера приобрела только после постановки в Праге в декабре того же года.
На русский язык либретто оперы перевел Пётр Ильич Чайковский. (Wiki)

В общем, удачи все остающимся! ;) Ушел слушать.

Историческая реконструкция по мотивам Великой Отечественной войны в Полюстровском парке.

В прошедшие выходные в Полюстровском парке прошло интересное мероприятие. Заявлено это было как реконструкция воздушных сражений Великой Отечественной войны "Внимание! Воздух!"... К стыду своему должен признаться, что я глупо опоздал и к кульминации действа не увидел, об остальном же готов рассказать.
Сразу должен признать, что при самом благожелательном отношении изначально, впечатления остались двойственные и, хотя, мелким критиканством заниматься не хочется расскажу и о том, что понравилось, и о том, что оставило неприятный осадок. Итак...

Мероприятие интересное и правильное. Война, блокада, все это нужно, очень нужно сегодня. Нужно взрослым, чтобы не забывать... Нужно детям, которые слышат об этом недостаточно. И нужно сказать, что интерес это событие вызвало немалый. Организаторы заранее предложили место парковки посетителям на машинах, которое располагалось достаточно близко к месту проведения исторической реконструкции и места там было достаточно.

Сама реконструкция представляла собой серию тематический площадок, на которых были выставлены:

  • стрелковой оружие советских воинов времен войны, причем любой желающий мог взять оружие в руки, пощелкать затвором, нажать на спусковой крючок... Народу вокруг толпилось немало. Интересно было и детям и взрослым. Представители организаторов были здесь же и с увлечением рассказывали о каждом из образцов... Мои дети с восторгом рассматривали оружие вместе со всеми прочими.

  • Палатки  с полевыми кухнями,.. возможно немного раньше здесь раздавали солдатскую кашу... )

  • позиции зенитных орудий, развернутые вокруг аэродрома.

  • сам аэродром с бипланом-самолетиком .

  • грузовые автомобильчики, я уж не разобрался полуторки это были или что другое.

  • штабной легковой автомобиль.

  • столы с экспонатами, полученными в результате раскопок.

Выглядело все это приблизительно так.

Просмотр действующих образцов стрелкового оружия. Удивительно, как много вариантов его на самом деле было в войсках.




.
[Нажмите, чтобы прочитать дальше...]
.
























Отдельно от всего пара кадров на тему "Дети и БОЛЬШОЙ пулемет"... )))





Война - войной, но полевая кухня - вопрос СТРАТЕГИЧЕСКОЙ важности! )





Куда же на войне без трудяги-грузовичка... Когда мы подошли к этой машине, я нашел старшего на этой площадке и спросил можно ли посадить детей за руль, поставить на подножку, подсадить в кузов и ответ был однозначный - не только МОЖНО, но НУЖНО, для это все сюда и привезено! Услышать подобное было очень приятно. Очень приятно было и то, что на большинстве площадок отношение было именно таким. Здесь были люди увлеченные тем, что они делают, приветливые, внимательные и готовые показать все и рассказать обо всем на своей площадке! Тем обиднее было обнаружить, что кое-где из этого правила есть исключения, но об этом немного позже...
Итак, грузовики.











А здесь кадры с стоянки самолетов... Места для взлетно-посадочной полосы рядом не нашлось, поэтому аэродромом это я все же назвать не рискну! )))







Аэродром - штука чрезвычайно важная и нуждается в усиленной охране. Вокруг него было развернуто несколько позиций зенитных орудий,..



... и станковых пулеметов.



У одного из столов все желающие могли примерить каски...



На выходе стоял вот такой легковой штабной автомобильчик...





Вот в основном все, что нам довелось там увидеть. А теперь...

До сих пор я рассказывал о хорошем,.. о том, что понравилось. Это была бочка меда, которая, к сожалению, шла в комплекте со своей ложкой дегтя. И о ложке этой тоже трудно умолчать... Итак...

Как я говорил уже ранее, в большинстве случаев люди на всех площадках были увлеченные, приветливые и внимательные, но с исключением из этого правила тоже пришлось столкнуться...
Вы помните, возможно, как я спрашивал, будучи около грузовичков можно ли посадить детей за руль, поставить на подножку и т. д. Так вот, подойдя к легковому штабному автомобильчику и, оглянувшись вокруг, я не нашел никого из хозяев площадки и, подумав, что правила везде одинаковые, я начал отстегивать брезентовую дверь, чтобы сфотографировать детей за рулем. Тут на меня налетело НЕЧТО с воплем: "КУДА!!! А если я Ваш фотоаппарат возьму?!" Я, слегка опешив, возразил, что на других площадках наоборот приглашали, на что получил ответ, что его это не касается и, если я хочу, то могу вместе с детьми убираться на другую площадку. Я демонстративно сказал: "ПРОСТИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!" и продолжил фотографировать, поставив детей рядом с машинкой снаружи, а это чудовище убралось курить дальше в сторонку, чем видимо и занималось до того... Вот он, на фотографии ниже...



Очень хотелось бы, чтобы подобных типов среди организаторов было поменьше.

Еще эпизод. Площадка около самолета. Станковый пулемет. Дима и Катя подходят к нему и разглядывают его со всех сторон... Я, щелкаю фотоаппаратом и пытаюсь рассказать детям о пулемете, что сам знаю. Тут к нам подходит красноармеец. Я радостно уступаю ему место, надеясь, что сейчас дети услышал рассказ знающего человека, но... Нет, он не стал отодвигать детей в сторону, он просто не глядя на них начал разбирать пулемет, чтобы убрать его. Я понял бы это, если бы времени было мало, а к пулемету стояла очередь, но Дима и Катя на тот момент были одни! Неуж-то он так спешил, что не мог дать детям еще три минуты удовлетворить любопытство... Вот этот эпизод на фото.







Ну и последнее... Погода в день проведения мероприятия была вполне приемлемая, но до его начала уже не один день шли дожди. Представьте во что превратились газоны, на которых все это было развернуто, когда по ним потопталась толпа! Нет, с точки зрения исторической достоверности, позиция зенитного орудия, развернутая в болоте - это нормально, но ведь здесь все делалось для зрителей и, в отличие от организаторов, далеко не все посетители пришли в армейских сапогах! Ну почему нельзя было разместить образцы чуть поближе в дорожкам?!
Когда мы попытались подойти к зенитке, Катя в розовых кроссовочках провалилась в грязь по щиколотку ))) и мне пришлось выносить и ее, и Диму оттуда на руках! ) Посмотрите еще раз через что мы пытались пройти в обычной городской обуви! ;)))




После несчастного случая около зенитки, к самолету подходить мы уже не рискнули! ;)



А в целом все выглядело приблизительно так:



Как бы там ни было, мероприятие получилось интересным, хочется надеяться, что проводится подобное не последний раз и, что в будущем организаторы сумеют избежать ошибок, подобных описанным мной. )

Ну а розовые кроссовки Кати к моменту нашего возвращения в машину выглядели вот так:



Нет, война - это все же не для блондинок! ;)
.

.